Ил-2


Одноместный Ил-2
Ил-2 первых серий
Ил-2
Ил-2 из 943 шап

К эскизному проектированию бронированного штурмовика С.В.Ильюшин, в то время начальник 1 Главного управления НКОП, приступил в 1937 году. Этому предшествовало 3 года теоретических изысканий. 27 января 1938 года он направил на имя Сталина докладную записку, в которой попросил освободить его от должности начальника главка и официально поручить ему разработку такого самолёта. Через несколько дней его просьба была удовлетворена и Ильюшин приступил к разработке штурмовика, получившего обозначение ЛТ-АМ-34ФРН ("летающий танк" с двигателем АМ-34ФРН). В мае постановлением правительства самолёт был включён под обозначением БШ-2 (заводское ЦКБ-55) в план опытного строительства на 1938 год.

В короткий срок были произведены расчёты и выполнены чертежи. 2 февраля 1939 года комиссия во главе с начальником ВВС РККА А.Д.Локтионовым утверждила эскизный проект и макет самолёта. Так как двигатель АМ-34ФРН к этому времени уже сняли с производства, было решено установить АМ-35, имевший к тому же большую взлётную мощность. 16 февраля на заводе №39 началась постройка 2 опытных образцов. Первые 2 экспериментальных бронекорпуса были изготовлены на заводе им. С.Орджоникидзе в Подольске. Авиационная броня АБ-1 для них была разработана в ВИАМ под руководством С.Т.Кишкина и Н.М.Склярова. В мае были получены двигатели АМ-35 и 1 июля первый ЦКБ-55 был готов. 2 октября 1939 года лётчик-испытатель В.К.Коккинаки впервые поднял его в воздух. 30 декабря Коккинаки поднял в воздух второй прототип. Испытания продолжались до 26 марта 1940 года. По их результатам было принято решение после устранеия недостатков выпустить небольшую партию самолётов БШ-2 для проведения войсковых испытаний.

Для увеличения дальности полёта и всвязи с установкой более мощного двигателя АМ-38, потреблявшего больше горючего, потребовалось установить на самолёте дополнительный топливный бак на 200 л. Самым простым решением было разместить нго на месте стрелка (вопреки распространённому мнению это было сделано по инициативе самого КБ, постановлений правительства или приказов НКАП на этот счёт не было). Для разботки двухместного варианта с АМ-38 возможности не было, так как КБ было загружено работами по доводке бомбардировщика ДБ-3Ф. Для улучшения продольной устойчивости двигатель сместили на 50 мм вперёд, увеличили стреловиднось крыла на 5° и площадь стабилизатора. Одноместный ЦКБ-57 совершил первый полёт 12 декабря 1940 года. Испытания заняли 10 дней. Ещё до окончания испытаний, 14 декабря, вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о начале массового производства самолёта. Приказ НКАП №739 поручал Воронежскому авиазаводу №18 в течение 1941 года изготовить 1200 штурмовиков Ил-2, а приказ №785 - Московскому заводу №24 2000 двигателей АМ-38. 7 января и 14 февраля 1941 года вышли приказы НКАП, предусматривавшие производство Ил-2 уже на 4 заводах (№№ 18, 35, 380, 381). 1 марта начались заводские испытания первого серийного Ил-2. До начала войны (точнее к 20 июня) успели выпустить 174 самолёта, из них в войска поступило только 18 (по другим данным 15). Первый полк (4 шап), полностью вооружённый самолётами Ил-2 (65 шт.), вылетел на фронт только 26 июня 1941 года.

Ил-2 представлял собой свободнонесущий низкоплан. Основной идеей самолёта было эффективное сочетание веса, брони, оружия и скорости. Ильюшин решил включить броню в силовую схему конструкции. Был разработан обтекаемый бронекорпус (масса 700 кг), полностью закрывающий двигатель и кабину лётчика (с конца 1944 года выпускался удлинённый бронекорпус, закрывавший и кабину стрелка). Передняя часть бронекорпуса воспринимала все нагрузки от двигателя, центральная - от узлов крепления крыла, хвостовой части фюзеляжа, экипажа и оборонительной пулемётной турели. Толщина стенок гетерогенной брони варьировалась от 4 до 7 мм. Для остекления кабины впервые в СССР применено бронестекло (марки Т-4). Хвостовая часть фюзеляжа представляла собой выклееный из шпона полумонокок. Консоли крыла деревянные. С весны 1944 года начали устанавливаться металлические консоли со стреловидностью 15° по передней кромке. Силовая установка состояла из поршневого двигателя водяного охлаждения АМ-38 (с января 1943 года АМ-38Ф) конструкции А.А.Микулина с трёхлопастным винтом ВИШ-22 (с 1943 года АВ-5Л-158). Шасси трёхопорное с хвостовым колесом. В зимний период могли устанавливаться лыжи. Топливные баки протектированные. Предусмотрена возможность подвески ПТБ. Вооружение самолёта состояло из 2 пушек ВЯ-23 конструкции А.А.Волкова и С.Я.Ярцева (на самолётах ранних выпусков устанавливались пушки ШВАК, МП-6 и СГ-23), 2 пулемётов ШКАС, 8 реактивных снарядов РС-82 или РС-132 (в строевых частях их количество иногда увеличивали до 24). Неоднократно делались попытки установить пушки более крупного калибра: 37 или 45 мм. В двухместном варианте для защиты задней полусферы устанавливался пулемёт УБТ. Самолёт мог нести 400-600 кг бомб.

Существовали следующие модификации:

В начале войны одноместные Ил-2 несли большие потери, особенно от атак вражеских истребителей сзади. Проблему защиты штурмовика с задней полусферы пытались оешить установкой в задней части фюзеляжа пулемётов, стреляющих назад. В августе 1942 года в НИИ ВВС прошли испытания двух Ил-2 с пулемётами ШКАС и УБТ, но в серию они не пошли. Летом 1942 года в строевых частях началась переделка одноместных самолётов в двухместные (переоборудовано около 1200 самолётов). В октябре двухместный вариант был запущен в серийное производство (двухместные и одноместные Ил-2 до начала 1943 года выпускались параллельно).

Из-за больших потерь, особенно в начальный период войны, среди молодых лётчиков бытовало мнение, что лётчик-штурмовик - это смертник. Однако опытные лётчики смело вступали в бой с истребителями противника. Например, 3 сентября 1942 года под Сталинградом командир эскадрильи 694 шап капитан Виноградов в одиночку вступил в бой с 4 Me-109F и сбил двух из них. Ил-2 обладал в 2 раза меньшим радиусом и в 1,5 раза меньшим временем виража, чем Me-109. Стоило штурмовику резко сбросить скорость, как атакующий сзади "мессер" проскакивал вперёд, а залп пушек ВЯ разносил его в щепки (по этой причине атаковать илы в лобовую немцы вообще не осмеливались). Именно таким способом лётчик 299 шад лейтенант Кальчик сбил 2 Me-109 в воздушном бою в районе города Ливны 5 февраля 1943 года. Среди лётчиков-штурмовиков были такие, кто одержал по 5 и более побед (в истребительной авиации лётчик, сбивший 5 самолётов, считался асом). Бывали даже случаи, когда из-за нехватки истребителей на прикрытие бомбардировщиков посылали Ил-2.

Производство Ил-2 продолжалось до 1945 года, когда его сменил цельномелаллический штурмовик Ил-10. К середине 1943 года выпуск штурмовиков достиг 40 штук в сутки. Всего на 4 заводах изготовлено 36163 самолёта Ил-2. Это самый массовый советский самолёт времён Второй мировой войны.

Первое боевое применение штурмовика состоялось 27 июня 1941 года на Западном фронте, когда в 19.40 пятёрка Ил-2 из 4 шап нанесла удар бомбами и РСами по колонне немецких танков на Слуцком шоссе в районе Бобруйска. Позже применялся на всех фронтах до конца войны. В августе 1945 года участвовал в войне с Японией. Основной задачей Ил-2 была штурмовка войск противника, но он использовался и как разведчик, и как истребитель (особенно противв бомбардировщиков и транспортных самолётов). На Ил-2 во время войны воевали лётчик-космонавт Г.Т.Береговой, главком ВВС в 1984-1990 годах маршал авиации А.Н.Ефимов, маршал авиации И.И.Пстыго.

На Ил-2 совешили тараны: Драченко И.Г., Дроздов С., Литвинов Ф.И., Новиков П.С., Палагин В.С., Печёнов Н.Н., Самохвалов И.И., Щербинин А.Я.; экипажи: Битюков И.В., стрелок; Воловодов Б.Н., Быков В.Л.; Давыдов Н.Серг., стрелок; Иванников П.П., Сорокалетов А.Е.; Колодий М.П., Алёхин Е.Е.; Попов Н.А., стрелок; Удальцов Е.Г., Румянцев; Чечелашвили О.Г., Петров П.


Лётно-технические характеристики

Модификация Ил-2 (1941) Ил-2 (1943)
Экипаж, чел 1 2
Двигатель АМ-38 АМ-38Ф
Мощность, л.с.:

номинальная
максимальная

1500
1665
1575
1720
Габариты, м:

длина
размах крыла
высота

11,6
14,6
4,2
11,6
14,6
4,2
Масса, кг:

пустого
взлётная

4016
5336
4360
6160
Запас топлива, кг 470 535
Скорость максимальная, км/ч:

у земли
на высоте

423
451
403
414
Дальность полёта, км 600 685
Длина разбега, м

пробега, м

410
360
335
500
Вооружение (количество и калибр):

пулемёты

2х7,62 2х7,62 1х12,7

пушки

2х20 (2х23) 2х23 (2х37)

РС

8х82 4х82 (4х132)
Бомбовая нагрузка, кг:

нормальная
максимальная

400
600
400
600

Список использованных источников

  1. Колесников П. Атакуют "крылатые танки" // Моделист-конструктор. - 1982. - №5. - С. 12-16.
  2. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 33-34.
  3. Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 174-175.
  4. Оружие Победы. - М.: "Молодая гвардия", 1975. - С. 24-25.
  5. Перов В.И., Растренин О. Штурмовик Ил-2 // Авиация и космонавтика. - 2001. - №5-6.
  6. Родионов И. Штурмовик Ил-2 // Крылья Родины. - 1984. - №6. - С. 28.
  7. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 187.
  8. Самолёты поля боя Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 8. - М.: "Либри", 1995. - С. 8.
  9. Черников Е.С. Бронированный штурмовик Ил-2. - М.: М-Хобби, 1997.
  10. Черников Е.С. Летающие танки Ильюшина // М-Хобби. - 1996. - №1. - С. 23-26.
  11. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. - 3-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 244-253.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top